Волк в кашемире

Автор: Александр Нестеров 21 мая 2020 г.

#Louis Vuitton #Hennessy #Dior #бренд

Именно так называют Бернара АРНО — владельца люксовых брендов Louis Vuitton, Hennessy и Dior. Сейчас его бизнес, приносивший полсотни миллиардов долларов в год, просел: предметы роскоши пользуются меньшим спросом в кризисные времена. Однако имя самого Арно не исчезает из новостных лент. Ведь он не только очень богатый человек (его состояние оценивается более чем в 100 млрд долларов), работающий для богатых, но и щедрый благотворитель.

Так, в апреле 2019 года семья Арно пожертвовала 200 млн евро на восстановление сгоревшего собора Нотр-Дам-де-Пари, а недавно направила Красному Кресту Китая 2,5 млн долларов на борьбу с коронавирусом.

Арно часто называют человеком, категорически не желающим проигрывать. Это качество помогло ему построить модную империю, ставшую символом роскоши. Как это получилось?

Начало

Первой любовью миллиардера была музыка, но ему не хватило таланта, чтобы стать выдающимся пианистом. Он получил инженерное образование в элитном французском университете и в 1971 году начал работать с отцом в строительной компании Ferret-Savinel, основанной еще его дедом.

Легенда гласит, что в том же году Арно пришла идея заняться лакшери-бизнесом.

В Нью-Йорке он спросил таксиста, знает ли тот президента Франции Жоржа Помпиду. «Нет, — ответил американец. — Но я знаю Кристиана Диора».

В 25 лет Арно возглавил семейный бизнес. После того как в 1981 году президентом Франции стал Франсуа Миттеран (лидер социалистической партии), Арно переехал в США и попытался создать там подразделение семейной компании. Но его амбиции выходили далеко за рамки строительства. Ему нужен был проект, который он мог бы масштабировать. В 1984 году, узнав, что бренд Christian Dior выставлен на продажу, Арно сразу решил его купить. Материнская компания Dior — Boussac обанкротилась, и французское правительство срочно искало покупателя. Арно потратил 15 млн долларов из семейного капитала и привлек инвестиционную компанию Lazard Frères, которая вложила еще 80 млн. Пришлось уволить девять тысяч рабочих и распродать большую часть активов — мера для социалистической Франции отнюдь не популярная и даже возмутительная. Так Арно и получил прозвище «волк в кашемире».

Империя люкса

Следующей целью Арно стало парфюмерное подразделение Dior, которое принадлежало конгломерату Louis Vuitton Moët Hennessy. Руководители брендов LVMH постоянно соперничали между собой, и Арно решил извлечь из этого выгоду. Сперва он подружился с главой компании Louis Vuitton, основатель которой создавал специальные сундуки еще для законодательницы мод императрицы Евгении, жены Наполеона III. Арно помог главе Louis Vuitton свергнуть директора алкогольного подразделения Moët Hennessy — только для того, чтобы впоследствии избавиться и от него тоже. К 1990 году при поддержке Lazard Frères и с помощью денег, полученных от продажи предприятий Boussac, он получил контроль над конгломератом, в который входили знаменитый французский производитель шампанского Moët & Chandon и французский производитель коньяка Hennessy.

Далее LVMH потратила несколько миллиардов долларов на покупку ведущих европейских модных компаний, изготовителей ювелирных и парфюмерных изделий. В числе семи десятков компаний такие бренды, как Hublot, Bulgari, Fendi, Givenchy, шампанское Dom Pérignon, итальянский производитель одежды Loro Piana. И лондонская группа Belmond, в которую входят отель Cipriani в Венеции, роскошные поезда Orient Express и три сафари-отеля в Ботсване.

«Коллекционирование» брендов Арно объясняет довольно просто: «Все дело в двух аспектах, которые могут противоречить друг другу: эти бренды существуют вне времени и при этом современны как никогда, — говорит он, имея в виду Louis Vuitton и Dior. — Это словно огонь и вода».

Еще в прошлом году Арно говорил: «Наш успех основан на творчестве, качестве, предприимчивости и, что самое важное, на долгосрочном видении. Я хорошо помню, как первый раз побывал в Китае в 1991 году. Я приехал в Пекин, и на улицах не было ни машин, ни высотных зданий. ВВП страны не превышал нескольких процентов от того, какой он сегодня. Несмотря на все это, мы решили открыть магазин Louis Vuitton в Китае. Последние десятилетия мы наблюдали устойчивый рост спроса на высококачественные продукты и акселерацию покупательной способности».

Неудачи и... новые идеи

Но не во всех начинаниях миллиардеру сопутствовал успех. В 2001 году он проиграл своему главному конкуренту Франсуа Пино борьбу за контроль над легендарным итальянским домом моды Gucci. СМИ прозвали их битву «войной сумок». Потом LVMH, позаимствовав тактику хедж-фондов, тайно скупала акции Hermès — компании с 200-летней историей, выпускающей шелковые шарфы и культовые сумки Birkin. Действуя таким образом, Арно смог собрать пакет в 17%. Но в затяжной войне с руководством Hermès, которая продолжалась до 2017 года, LVMH потерпела поражение и отказалась от большей части своей доли.

Недавно руководство Louis Vuitton закрыло магазин во Флориде, потому что соседние магазины и рестораны в Форт-Лодердейле не были достаточно привлекательными. Потом Арно несколько раз приезжал на Елисейские Поля, прежде чем утвердить появление нового бутика Dior возле Триумфальной арки. Несмотря на данные о низких продажах у предыдущего арендатора, миллиардер все же одобрил эту площадку. «Он давит своим авторитетом, чтобы посмотреть, действительно ли его подчиненные полностью уверены в успехе предприятия. Он бросает им вызов, это его тактика», — говорит генеральный директор Dior Пьетро Беккари в интервью Forbes.

Чтобы бренды не теряли актуальности, Арно советуется со всеми своими детьми от двух браков. Четверо из них работают в LVMH. Так, 26-летний Фредерик Арно является директором по стратегии развития и цифровым технологиям производителя швейцарских часов TAG Heuer. Однажды за ужином он предложил отцу усовершенствовать умные часы для гольфистов: стартап FunGolf создал приложение с подробными характеристиками почти сорока тысяч полей для гольфа. Гольфисты могли использовать его для измерения расстояния до песчаных ловушек или кустарников. «Сотрудники отдела слияний и поглощений подумали, что я выжил из ума», — рассказывает сын миллиардера. Но отец сразу поддержал его идею.

Правила жизни Арно

«Ему не нравится слышать «нет». В его словарном запасе нет такого слова», — считает главный редактор журнала Vogue Анна Винтур.

А вот что говорит сам миллиардер: «Деньги — лишь следствие. Я всегда говорю своей команде: «Не беспокойтесь о прибыльности. Если вы будете хорошо делать свою работу, рано или поздно прибыльность появится сама собой»».

«В бизнесе, на мой взгляд, самое важное — ориентироваться на долгосрочную перспективу, не быть слишком нетерпеливым. Я вот, к примеру, по своей природе именно такой, и мне приходится себя контролировать».

«Интернет сделал планету гораздо меньше. Теперь запуск продукта должен быть глобальным, чтобы он стал успешным. Если вы запускаете что-то, оно должно быть запущено по всему миру и в одно время. Это требует огромных вложений — что дает нам преимущество как большой группе».

«Никогда нельзя точно предсказать успешность продукта. Очевидно, что мы не запустим продукт, если тесты ясно покажут, что он провалится. Но мы также не станем использовать результаты тестов для модификации продукта. Наша стратегия заключается в доверии творцам, мы обеспечиваем их свободой. Если творческая команда верит в продукт, необходимо доверять их интуиции».

Арно не идеалист. Он прекрасно осознает, что эра «роскоши ради роскоши» проходит. Миллениалы и прочая молодежь гораздо разборчивее, чем их родители. Они выбирают аутентичные нишевые бренды, а значит, поиск новых имен для LVMH становится все сложнее. Но 71-летний Арно и его семья готовы к этому вызову.

Архив

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года